СОДЕРЖАНИЕ
Экспериментальные и общетеоретические исследования
Рюмин О.О., Войтенко А.М. Организаторские профессионально важные качества командира экипажа межпланетной экспедиции: структура, оценка, развитие
|
В статье рассматриваются особенности отбора кандидатов на должность командира межпланетной экспедиции. Определяется важность обязательного учета организаторских профессионально важных качеств (ПВК) как ключевых элементов, обеспечивающих эффективность его целевой деятельности по организации и управлению экипажем. Описывается структура организаторских качеств и предлагается методика их оценки в процессе отбора. Представлена возможность использования данной методики на примере командного звена летного состава ВВС.
Важное значение в развитии организаторских ПВК и обеспечении высокой надежности профессиональной деятельности командира межпланетной экспедиции имеет психологическая подготовка. Она включает общую (изучение основных положений дисциплин, без знаний которых невозможно формирование и развитие организаторских ПВК), специальную (содержащую варианты решения групповых задач и принятия командиром управленческих решений) и целевую (отработка элементов конкретной программы полета в составе экипажа) подготовки.
Ключевые слова: командир межпланетной экспедиции, отбор, организаторские профессионально важные качества, психологическая подготовка.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 5-10.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-5-10
|
|
Власова Д.Д., Садова А.А., Галина В.С., Германов Н.С., Рыкова М.П., Антропова Е.Н., Кутько О.В., Шульгина С.М., Орлова К.Д., Шмаров В.А., Лысенко Е.А., Пономарев С.А. Влияние 21-суточной «сухой» иммерсии на экспрессию генов врожденного иммунитета, ассоциированных с сигнальными путями Toll-подобных рецепторов
|
Проведено исследование экспрессии генов врожденного иммунитета 10 практически здоровых мужчин в возрасте от 24 до 32 лет, принимавших участие в эксперименте с использованием 21-суточной «сухой» иммерсии без средств профилактики.
Для оценки работоспособности гуморального звена иммунитета человека были выбраны гены, кодирующие Toll-подобные рецепторы, белки-участники сигнальных путей NF-kB, AP-1, Akt, TLR4, белки-участники апоптоза, гены CLEC4E, HSPD1, PTGS2.
Из периферической крови испытателей были получены моноциты CD14+, из которых были выделены образцы тотальной РНК методом фенол-хлороформной экстракции. Из тотальной РНК методом обратной транскрипции были получены образцы кДНК, которые затем использовались для постановки ПЦР-РВ.
Результаты показали значительные изменения в экспрессии описанных генов врожденного иммунитета, что свидетельствует о существенном влиянии 21-суточной «сухой» иммерсии на работу системы Toll-подобных рецепторов на транскрипционном уровне на самых ранних этапах развития иммунного ответа.
Ключевые слова: Toll-like-рецепторы, образ-распознающие рецепторы, врожденный иммунитет, «сухая» иммерсия, экспрессия генов.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 11-19.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-11-19
|
|
Вильчинская Н.А., Рожков С.В., Комарова М.Ю., Дмитриева Р.И., Шенкман Б.С. Влияние моделируемой гравитационной разгрузки на состояние сателлитных клеток камбаловидной мышцы
|
Проведен анализ ряда маркеров, характеризующих терминальную стадию дифференцировки сателлитных клеток камбаловидной мышцы после действия моделируемой гравитационной разгрузки разной длительности.
Для моделирования гравитационной разгрузки применяли модель антиортостатического вывешивания крыс по методу Ильина – Новикова в модификации Морей-Холтон. Для исследования состояния сателлитных клеток камбаловидной мышцы крыс после действия гравитационной разгрузки был использован метод культивирования in vitro. С помощью метода вестерн-блоттинга определяли содержание mTORc1, фосфо-p70S6K, фосфо-ACC, фосфо-FOXO1 и фосфо- FOXO3, участвующих в регуляции процессов пролиферации и дифференцировки сателлитных клеток мышц. Для определения уровня экспрессии десмина и АМРКа1 применяли ПЦР анализ.
Показано, что после 7-х и 14-х суток вывешивания наблюдалось повышение интенсивности процессов дифференцировки сателлитных клеток камбаловидной мышцы, рост активности транскрипционных факторов FOXO1 и FOXO3.
Ключевые слова: камбаловидная мышца, сателлитные клетки, гравитационная разгрузка, миогенные регуляторные факторы, десмин, АМРК.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 20-29.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-20-29
|
|
Лебедева-Георгиевская К.Б., Перевезенцев А.А., Кузнецова О.С., Кудрин В.С., Митрофанова О.В., Масанова А.А., Штемберг А.С. Молекулярные, нейрофизиологические и интегративные эффекты комбинированного воздействия антиортостатического вывешивания и ионизирующих излучений у крыс
|
Проведено исследование молекулярных механизмов нейробиологических эффектов комбинированного воздействия 10-дневного антиортостатического вывешивания (АнОВ), суточного ?-облучения и облучения ионами углерода крыс. Анализ молекулярных изменений в дофаминовых рецепторах гиппокампа выявил изменения у облученных крыс, в частности, обнаружено усиление экспрессии моноаминоксидазы А, субстратами для которой являются серотонин, адреналин, норадреналин и гистамин. Проведено исследование спектральных и амплитудно-частотных характеристик ЭЭГ крыс после указанных воздействий.
Сравнение первичных результатов ЭЭГ вне зависимости от ритмов выявило тенденции к уменьшению частот первого пика у облученных крыс. У облученных животных наблюдали тенденцию к уменьшению средних частот и амплитуд наиболее выраженного пика спектра ЭЭГ, уменьшению средней частоты и амплитуды в рамках дельта-ритма максимального пика спектра. В поведении крыс наблюдали повышение тревожности и некоторое ускорение обучения в тестах Морриса и условных рефлексов активного избегания в челночной камере, что согласовывалось с изменениями некоторых метаболитов дофамина и серотонина в гиппокампе.
Ключевые слова: антиортостатическое вывешивание, облучение, спектры ЭЭГ, дофаминовые рецепторы, гиппокамп, поведение крыс.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 30-38.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-30-38
|
|
Зацепилин А.В., Хоменко М.Н., Филатов В.Н., Чистов С.Д., Симухин В.В., Кисляков Ю.Ю. Психофизиологические особенности выполнения полетов в режиме сверхманевренности
|
По материалам объективного контроля полетов в режиме сверхманевренности определены параметры действующих ускорений и перегрузок. Проведен опрос летного состава по специально разработанной анкете, касающейся психофизиологических факторов сверхманевренности. Обоснованы методы психофизиологической подготовки летчиков.
Ключевые слова: сверхманевренность, перегрузка, ускорение, ориентировка, индикация, психофизиологическая подготовка.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 39-45.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-39-45
|
|
Писаренко Ю.Э., Чулаевский А.О., Рыбникова М.Н. Современный подход к совершенствованию системы профессионального психологического отбора военных летчиков-испытателей
|
Представлен анализ состояния вопроса профессионального психологического отбора (ППО) кандидатов в летчики-испытатели в России и за рубежом, обоснован подбор психодиагностических методов в целях ППО кандидатов в летчики-испытатели, которые включены в проект «Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов в Центр подготовки летчиков (штурманов)-испытателей».
Для успешной деятельности летчиков-испытателей требуется высокий уровень развития ряда психических качеств. Для их оценки был подобран комплекс психодиагностических методов, разработаны рациональные методические приемы изучения и оценки профессионально-важных качеств (ПВК), позволяющие достаточно точно прогнозировать пригодность к обучению профессии военного летчика-испытателя.
Разработка и внедрение в практику системы ППО летчиков-испытателей позволит снизить аварийность, повысить эффективность и безопасность полетов.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, летчики-испытатели, особенности профессиональной деятельности испытателей, профессионально важные качества, прогноз пригодности к обучению профессии.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 46-53.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-46-53
|
|
Иванов И.В., Миланин А.А., Желтый О.П., Стась Ю.В. Эмоционально-стрессовая медико-психологическая коррекция с гипервентиляционной нагрузкой: оценка клинических эффектов и показаний к проведению у летного состава и комбатантов
|
Проанализированы результаты применения эмоционально-стрессовой медико-психологической коррекции с гипервентиляционной нагрузкой в процессе комплексного лечения 517 пациентов, из них 211 – лица летного состава и 306 – ветераны боевых действий, мужчины в возрасте на период обследования 22–52 года. Оценена частота психотерапевтических эффектов и индивидуальных клинических реакций при проведении методики.
Разработаны показания и противопоказания к ее проведению для лиц летного состава, проходящих медико-психологическую реабилитацию в санаториях, госпиталях и специализированных реабилитационных центрах. Рекомендовано при применении методики у летного состава проявлять осторожность: при ее проведении у отдельных лиц возможны проявления повышенной судорожной активности головного мозга и эффекты личностной дезориентации. Клинический подход к определению показаний и противопоказаний для применения психокоррекции в сочетании с гипервентиляционной нагрузкой позволяет избежать возможных осложнений и сделать минимальным риск их появления для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, медико-психологическая коррекция, гипервентиляционная нагрузка, показания и противопоказания, эффективность психотерапии, клинические реакции на психотерапию, военные летчики, ветераны войн.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 54-63.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-54-63
|
|
Филатов В.Н., Шишов А.А., Дворников М.В., Шишкин А.Н., Рыжов Д.И., Никифоров Д.А. Барокамерные подъемы как метод психофизиологической подготовки лиц опасных профессий, выполняющих задачи в условиях выраженных степеней гипоксии
|
В статье обобщен опыт психофизиологической подготовки в барокамере сводной группы высотного (10 000 м) десантирования в условиях Крайнего Севера. Проведено барокамерное обследование 29 десантников по методикам подъемов на высоты 5000–6000 и 10 000 м. Переносимость умеренных и средних степеней гипоксии допущенной к подъемам группы была оценена как «нормальная». Барокамерные подъемы на 10 000 м при использовании специального кислородного оборудования и защитного снаряжения показали высокую эффективность в условиях высот до 10 000 м. Показана «нормальная» переносимость больших степеней гипобарии, проведена отработка практических навыков использования средств индивидуальной защиты от высотных стресс-факторов.
Ключевые слова: барокамерные подъемы, психофизиологическая подготовка, высотное десантирование, гипоксия.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 64-72.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-64-72
|
|
Бурмистров В.И., Иванов И.В., Маткевич Е.И., Праскурничий Е.А. Оценка значимости факторов аварийности беспилотных летательных аппаратов
|
Проведен анализ аварийности беспилотных летательных аппаратов (БЛА) MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper по имеющейся в открытом доступе информации за период с 2001 по 2021 г., установлены основные причины аварий и вклад «человеческого фактора» в авиационные происшествия на основных этапах полета.
Проанализированы данные об авиационных происшествиях с БЛА по архивам их аварий (Drone Crash Database и др.) в 12 странах мира за период с 2001 по 2021 г. – 39 аварий на авиабазах США и 135 аварий при полетах в третьих странах.
Установлено, что ведущими причинами аварий БЛА при выполнении реальных задач являлись конструктивные и производственные дефекты (недостатки), которые могли быть обусловлены продолжительностью эксплуатации техники. Доля аварий из-за ошибок пилота-оператора БЛА варьирует от 19,4–22,9 % при целевом использовании подготовленными пилотами-операторами и до 60–64,7 % при использовании в режиме обучения навыкам управления. Разработка подходов к снижению аварийности БЛА должна включать в качестве важного направления повышение уровня обучения пилотов-операторов, применение в процессе обучения современных тренажеров с функцией виртуальной реальности полета, использование при этом учебных заданий с нестандартными стрессовыми ситуациями, в том числе с моделированием сочетанных причин аварий.
Ключевые слова: безопасность полетов, беспилотный летательный аппарат, аварийность, предупреждение авиационных происшествий, внешний пилот, пилот-оператор, человеческий фактор.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 73-84.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-73-84.
|
|
Солдатов С.К., Драган С.П., Богомолов А.В., Пирожков М.В., Скрябин С.Ю., Городенко О.В., Синельников И.А. Гигиенические аспекты шума, генерируемого аэродромным оборудованием
|
Статья посвящена оценке акустических условий труда инженерно-технического состава (ИТС), обслуживающего современные авиационные комплексы.
Измерения проводились на 4 объектах аэродрома государственной авиации для определения амплитудно-временных характеристик сигнала, спектральных (в октавных полосах частот от 2 до 16 000 Гц), а также общего уровня инфразвука, максимального уровня звука (LА, дБ) и эквивалентного уровня звука А (LАэкв, дБ).
Установлено, что аэродромный кондиционер типа АК-04-01 является источником высокоинтенсивного широкополосного шума, характер и интенсивность которого зависели от места нахождения и режима работы.
Акустические измерения на открытой площадке, на рабочих местах ИТС в режиме предполетной подготовки самолета истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА), на рабочих местах ИТС в ангаре и при подготовке самолета к полетам при работе аэродромного кондиционера показали, что уровень звука А изменялся от 97 до 114 дБ.
Характер акустических условий, связанный с особенностями профессиональной деятельности ИТС, предполагает создание благоприятных условий работы путем проведения организационных и индивидуальных защитных мероприятий, в том числе с использованием противошумных наушников и шлемов.
Ключевые слова: авиационный шум, аэродромный кондиционер, акустические параметры, шумозащитные мероприятия.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 85-89.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-85-89
|
|
Методики
Матюшев Т.В., Дворников М.В., Рыженков С.П., Максимова И.Д., Рыбина А.С., Малышев А.Д., Носков Р.Г. Теоретическая оценка переносимости декомпрессии человеком в разгерметизированной гермокабине
|
В статье представлена методика оценки переносимости декомпрессии человеком на основе комплексной имитационной модели газодинамических процессов, имеющих место в секционированных гермокабинах (ГК) летательных аппаратов (ЛА) при разгерметизации. Модель, сформированная на основе существующих подходов к моделированию процесса разгерметизации кабины, позволяет учесть влияние декомпрессии на организм летчика в зависимости от параметров полета и характеристик кабины, а также изменения режимов автоматического регулирования давления. Проведены вычислительные эксперименты, имитирующие декомпрессию при разгерметизации на высоте. Были определены время декомпрессии, величина перепадов между секциями-отсеками при изменении давления, величина массовой подачи при изменении давления, величина безопасной высоты снижения.
Предлагаемая методика позволяет на стадии проектирования ЛА провести рациональный выбор герметических и газодинамических параметров кабины, а также летно-эксплуатационных характеристик с учетом возможной декомпрессии кабины в полете или, наоборот, при заданных параметрах ГК и летных данных оценить степень опасности при разгерметизации и заранее предусмотреть комплекс средств по обеспечению безопасности.
Ключевые слова: разгерметизация, коэффициент расхода, декомпрессия, стратосфера, имитационная модель, физиологические факторы, высотно-декомпрессионная болезнь, гипоксия, баротравма.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2022. Т. 56. № 2. С. 90-97.
DOI: 10.21687/0233-528X-2022-56-2-90-97
|
|
Хроника и информация
Баранов В.М., Белаковский М.С. К 100-летию со дня рождения Генина Абрама Моисеевича
Памяти Стрельцова Владимира Владимировича – одного из основоположников авиационной медицины
стр. 103
|