СОДЕРЖАНИЕ
Экспериментальные и общетеоретические исследования
Андреева Е.Р., Гончарова Е.А., Горностаева А.Н., Григорьева О.В., Буравкова Л.Б. Характеристика кариоцитов костного мозга большеберцовой кости мышей после космического полета на биоспутнике «Бион-М1»
|
Проведена оценка количества, жизнеспособности и иммунофенотипа тотальной популяции клеток костного мозга из большеберцовой кости мышей С57bl/6 после длительного космического полета (КП) на биоспутнике «Бион-М1» и последующего восстановления. Количество кариоцитов в полетной группе было достоверно меньше, чем в группе виварного контроля. После 7 сут восстановления различий между опытом и контролем не выявлено. Цитофлуориметрический анализ не показал различий в иммунофенотипе (CD45, CD34, CD90.1 (Thy1)) клеток костного мозга, но у полетных животных оказалось больше крупных кариоцитов с фенотипом CD45+, чем у мышей контрольных групп.
Полученные результаты показывают, что факторы КП не оказывают существенного повреждающего воздействия на количество и иммунофенотип кариоцитов костного мозга мышей. Эти наблюдения соответствуют высказанному ранее положению об умеренности и обратимости стресс-реакции после КП.
Ключевые слова: биоспутник «Бион-М1», мыши С57bl/6, кариоциты костного мозга, клеточность, иммунофенотип.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 5–11.
|
|
Мирзоев Т.М., Вильчинская Н.А., Ломоносова Ю.Н., Немировская Т.Л., Шенкман Б.С. Влияние 30-суточного космического полета и последующей реадаптации на сигнальные процессы в
m. longissimus dorsi мыши
|
Исследовали некоторые звенья анаболических и катаболических сигнальных путей m. longissimus dorsi мышей после 30-суточного космического полета (КП) биоспутника «Бион-М1» и 8-суточного периода восстановления после КП. Методом вестерн-блоттинга определили содержание субстрата инсулиновых рецепторов-1 (IRS-1) и AMP-активируемой протеинкиназы (AMPK), участвующих в регуляции анаболического и катаболического сигнальных путей по принципу обратной связи, а также содержание Е3-лигазы MURF-1 и элонгационного фактора eEF2. Работа IRS-1-зависимого сигнального пути (регулируемого IGF-1) активизируется только в восстановительный период. Содержание убиквитинлигазы MURF-1 после КП увеличивается, однако после периода восстановления ее уровень достоверно не превышает контрольный.
Ключевые слова: биоспутник «Бион-М1», космический полет, m. longissimus dorsi, IRS-1, AMPK, MuRF-1, eEF2.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 12–15.
|
|
Соловьева А.А., Седова Е.А., Томиловская Е.С., Шигуева Т.А., Афонин Б.В. Функциональная активность печени в условиях иммерсии и влияние на нее средств профилактики
|
В 2 группах мужчин-добровольцев на 4-е сутки пребывания в условиях «сухой» иммерсии, с применением и без средств профилактики: компенсатора опорной разгрузки (КОР) или высокочастотной элетромиостимуляции проведено ультразвуковое исследование (УЗИ) печени, органов и сосудов гастродуоденальной зоны и биохимические анализы крови. В 2 других группах с использованием 13С-метацетинового дыхательного теста (13С-МДТ) исследовали влияние пребывания в иммерсии на детоксикационную активность и метаболическую емкость печени и эффективность КОР. В иммерсии УЗИ выявили замедление венозного кровотока в печени и признаки полнокровия в венозной системе брюшной полости. Отмечено увеличение в крови пепсиногена, панкреатической амилазы, общего билирубина за счет его непрямой фракции, инсулина и С-пептида. Проведение 13С-МДТ выявило снижение скорости инактивации 13С-метацетина и снижение метаболической емкости печени. Использование в иммерсии средств профилактики существенно не повлияло на ультразвуковую картину гемодинамической перестройки в печени и брюшной полости. Высокочастотная электромиостимуляция в иммерсии нивелировала изменения всех биохимических показателей, кроме С-пептида, а применение КОР сопровождалось восстановлением до исходных значений только пепсиногена и амилазы. Кроме того, использование в иммерсии КОР предотвращало снижение скорости инактивации 13С-метацетина и существенно не влияло на снижение метаболической емкости печени.
Ключевые слова: невесомость, иммерсия, гипокинезия, профилактика, брюшная полость, гемодинамика, система пищеварения, печень, вены, ферменты, гормоны, билирубин, 13С-дыхательный метацетиновый тест (13С-МДТ), метаболизм, детоксикационная активность.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 16–23.
|
|
Гурфинкель Ю.И., Васин А.Л., Матвеева Т.А., Сасонко М.Л. Оценка влияния гипомагнитных условий на капиллярный кровоток, артериальное давление и частоту сердечных сокращений
|
Влияние ослабленного магнитного поля (МП) на здоровье человека – одна из актуальных проблем современной космонавтики. В ряде экспериментов на животных, подвергнутых действию ослабленного МП, выявлены серьезные нарушения развития сердечно-сосудистой системы.
Целью работы явилась оценка влияния гипомагнитных условий (ГМУ) на показатели капиллярного кровотока, артериального давления (АД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС) у здоровых лиц.
Обследованы 34 человека без признаков сердечно-сосудистой патологии (24 – мужчины и 10 – женщины). Средний возраст составил 43,3 ± 15,4 года. Из группы случайным образом выбраны 13 человек (8 мужчин и 5 женщин) для повторного исследования в обычных условиях (мнимой экспозиции); средний возраст подгруппы составил 47,9 ± 18 лет.
Для моделирования ГМУ с индукцией МП, близкой к нулю (нулевое МП), использовалась установка «Арфа», позволяющая в течение нескольких часов обеспечивать как стабильный уровень МП, так и компенсацию геомагнитного поля (ГМП) с точностью по оси системы ±10 нТл. При этом проводилось экранирование электростатического поля.
Сердечный ритм и ЧСС регистрировали с помощью мониторной системы «Астрокард» (Россия). Регистрацию АД осуществляли с помощью аппарата «Тонокард» (Россия) с компьютерным управлением. Для исследования капиллярного кровотока использовали цифровой капилляроскоп (Россия) с высокоскоростной CMOS-камерой (100 кадр/с). Длительность воздействия ГМУ составляла 60 мин.
Показано, что у здоровых людей без сердечно-сосудистой патологии нулевое МП увеличивает скорость капиллярного кровотока на 22,4 % по сравнению с исследованием в обычных условиях. Значимо уменьшается ЧСС к концу пребывания в нулевом МП по отношению к точке начала воздействия ГМУ. К окончанию экспозиции достоверно снижается диастолическое АД (ДАД) по сравнению с серединой экспозиции, а систолическое АД (САД) значимо нарастает к окончанию исследования.
Ключевые слова: гипомагнитные условия, скорость капиллярного кровотока, артериальное давление, частота сердечных сокращений.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 24–30.
|
|
Яснецов В.В., Мотин В.Г., Карсанова С.К., Яснецов Вик.В., Иванов Ю.В., Чельная Н.А. Исследование вестибулопротекторных свойств мелатонинергических средств
|
В экспериментах на крысах установлено, что мелатонин (2,5 мг/кг) оказывает выраженное вестибулопротекторное действие, превосходя в этом отношении препарат сравнения прометазин (50 мг/кг) и другое мелатонинергическое средство – антидепрессант агомелатин (5 мг/кг). Блокатор мелатониновых MT1- и MT2-рецепторов лузиндол (2,5 мг/кг) и специфический антагонист ГАМКА-рецепторов бикукуллин (1,5 мг/кг) существенно ослабляли эффект мелатонина. Это свидетельствуют о вовлечении названных рецепторов в реализацию его действия. В эксперименте на переживающих срезах продолговатого мозга белых нелинейных крысят-самцов (возраст 14 сут) с помощью метода локальной фиксации потенциала (patch-clamp) в конфигурации «целая клетка» обнаружено, что в нейронах медиального вестибулярного ядра мелатонин (в концентрации 2 мМ) значимо угнетал возбуждающий постсинаптический ток, вызванный ступенькой деполяризации, на 29 ± 3 %. Лузиндол (0,1 мМ) в значительной степени (на 71 ± 6 %) ослаблял эффект мелатонина (2 мМ), что свидетельствует об участии в этом мелатониновых MT1- и MT2-рецепторов.
Ключевые слова: мелатонин, агомелатин, прометазин, вестибулопротекторное действие, лузиндол, бикукуллин, медиальное вестибулярное ядро.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 31–34.
|
|
Карапетян М.А., Адамян Н.Ю. Влияние раздражения некоторых ядер заднего гипоталамуса на импульсную активность бульбарных дыхательных нейронов при гипоксии
|
С целью выяснения регулирующей роли заднего гипоталамуса в дыхательной деятельности изучено влияние раздражения некоторых ядер задней области гипоталамуса на импульсную активность респираторных нейронов бульбарного дыхательного центра (ДЦ) и на внешнее дыхание крыс при разных функциональных состояниях организма. Моделирование повышенной или пониженной функциональной активности производилось в лабораторной барокамере. В нормальном функциональном состоянии, т.е. в условиях нормального атмосферного давления (нормоксия) и в среде с кислородной недостаточностью раздражение изучаемых ядер оказывало преимущественно активирующее влияние как на внешнее дыхание, так и на фоновую электрическую активность нейронов ДЦ. При небольшом снижении парциального давления кислорода (pO2) во вдыхаемом воздухе, которое соответствует «высоте» 4000–5000 м, повышается функциональная активность нейронов, выражающаяся увеличением частоты импульсации. На этом фоне облегчающее влияние раздражения гипоталамических ядер по сравнению с нормоксией менее выражено, хотя и преобладает над тормозным его действием. По мере нарастания кислородной недостаточности в окружающей среде на «высоте» 7500–8000 м наблюдается понижение функциональной активности организма, которое отражается и на деятельности нейронов ДЦ. При этом частота разряда нейронов заметно понижается, но облегчающий эффект раздражения гипоталамических ядер сохраняется. После «спуска» животных в условия нормального атмосферного давления наблюдается постепенное восстановление исходных показателей как спонтанной ритмической активности нейронов, так и их реакции на раздражение.
Ключевые слова: гипоталамус, дыхание, нейрональная активность, гипоксия, функциональное состояние.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 35–42.
|
|
Борзых А.А., Кузьмин И.В., Лысенко Е.А., Виноградова О.Л. Региональные различия уровней фосфорилирования ERK1/2 и экспрессии миогенных регуляторных факторов после электростимуляции с различным механическим и метаболическим воздействием на икроножную мышцу
|
Исследовали влияние высокочастотной электростимуляции седалищного нерва на уровень фосфорилирования киназ ERK1/2 и экспрессию мРНК миогенных регуляторных факторов MyoD и миогенина в красной (КИМ) и белой (БИМ) частях медиальной головки икроножной мышцы крысы. Использовали 2 режима стимуляции, одинаковые по длительности и суммарной выполняемой работе, но различающиеся по длительности и количеству сокращений мышцы и вследствие этого по механическому и метаболическому воздействию на мышцу. Показано, что увеличение количества фосфорилированных ERK1/2 наиболее выражено в БИМ при использовании режима с большим количеством кратковременных сокращений. Уровень экспрессии мРНК MyoD в одинаковой мере увеличивается в КИМ и БИМ при обоих режимах, тогда как экспрессия мРНК миогенина не изменяется. Таким образом, режим стимуляции с более выраженным механическим воздействием благоприятен для активации сигнального пути ERK в гликолитических мышечных волокнах.
Ключевые слова: икроножная мышца, стимуляция, ERK1/2, MyoD, миогенин.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т.48. № 2. С. 43–47.
|
|
Климарев С.И., Синяк Ю.Е. Обеззараживание воды при воздействии СВЧ-энергии и активного хлора, образующегося при ее электролизе
|
В данной статье приводятся результаты исследований комбинированного воздействия на зараженную воду СВЧ-энергии и остаточного свободного (активного) хлора, образующегося при электролизе, на хлорсодержащие соли, растворенные в воде.
Целью исследования являлось изучение влияния данных элементов на комбинированный обеззараживающий эффект при обработке воды. Показано, что комбинация указанных воздействий приводит к гибели микроорганизмов, оставляя без изменений физико-химический состав обрабатываемой воды и питательной среды. Предложенный способ обеззараживания может быть использован в практике водоподготовки и в микробиологии для культивирования микроорганизмов.
Ключевые слова: сверхвысокая частота (СВЧ), СВЧ-устройство, электролиз, остаточный свободный (активный) хлор, обеззараживание, микроорганизмы, вода.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 48–51
|
|
Хулапко С.В., Лягушин В.И., Архангельский В.В., Шуршаков В.А., Смит М. (Smith M.), Инг Х. (Ing H.), Машрафи Р. (Machrafi R.), Николаев И.В. Результаты измерения дозы и энергетического спектра нейтронов внутри российского сегмента Международной космической станции в эксперименте «Матрешка-Р» с использованием пузырьковых детекторов в период экспедиций МКС-24 – МКС-34
|
В работе представлены результаты измерения эквивалентной дозы и энергетического спектра нейтронов в правой каюте модуля «Звезда» российского сегмента Международной космической станции (МКС).
Измерения проводили с помощью специально разработанной научной аппаратуры «Баббл-дозиметр» в рамках космического эксперимента (КЭ) «Матрешка-Р» в период с июля 2010 г. по ноябрь 2012 г. (экспедиции МКС-24–34).
Данные измерений энергетического спектра нейтронного излучения в правой каюте модуля «Звезда» хорошо согласуются с данными измерений в модулях американского сегмента МКС и измерений на орбитальной станции «Мир».
Установлено, что мощность дозы нейтронного излучения на панели 443 в правой каюте модуля «Звезда» составляет 196 ± 23 мкЗв/сут, мощность дозы на поверхности укладки «Шторка защитная», находящейся также в правой каюте модуля «Звезда», составляет 179 ± 16 мкЗв/сут.
Ключевые слова: «Матершка-Р», «Баббл-дозиметр», космическое излучение, нейтронное излучение, эквивалентная доза, укладка «Шторка защитная», радиационная безопасность, Международная космическая станция.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 52–56.
|
|
Клинические исследования
Моисеев Ю.Б., Страхов А.Ю., Чурилов Ю.К.,. Вовкодав В.С, Радченко С.Н. Медицинские исходы аварийных катапультирований из российских самолетов в 2003–2010 годах
|
Изучены исходы 36 происшествий c 37 самолетами (в 1 происшествии столкнулись 2 самолета), произошедшие в 2003–2010 гг. Из катапультировавшегося 71 члена экипажей самолетов погибли 14 (19,7 %) человек, получили повреждения разной степени тяжести 26 (36,6 %) человек и 31 (43,7 %) человек спасся без видимых повреждений. Основные причины гибели летного состава – позднее аварийное покидание самолета и отказы катапультной установки (КУ). Большинство травмированных летчиков (18 человек, 69,2 %) получили повреждения легкой степени, у 1 члена экипажа (3,9 %) отмечались травмы средней степени тяжести, у 7 (26,9 %) – тяжелые. Большинство повреждений получено при приземлении на парашюте (40,3 % всех травм). Главными причинами тяжелых повреждений были действие ударной перегрузки приземления на парашюте (69,2 %) и работы КУ (23,1 %). Чаще всего отмечали поражения головы и шеи (30,7 % всех травм), несколько реже – конечности (нижние – 22,6 %, верхние – 19,4 %). 14,5 % травм зарегистрировано в области туловища и 11,3 % – позвоночника. Большая часть тяжелых повреждений приходилась на переломы позвонков (42,9 %), нижних и верхних конечностей (42,9 и 14,2 % соответственно).
Ключевые слова: катапультирование, авиационные происшествия, травматизм летного состава, ударная перегрузка.
Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 2. С. 57–62.
|
|
Хроника и информация
Поляков А.В. Совещание многосторонних медицинских органов Международной космической станции
Александрова Э.Б. 4-я Международная конференции «Человек и электромагнитные
поля»
Ильин Е.А. Шестнадцатое совещание российско-американской совместной рабочей группы по исследованиям в области космической биомедицины и биологии
Пономарёв С.А. Итоги XIII конференции молодых ученых, специалистов и студентов, посвященной 50-летию полета первого в мире врача-космонавта Б.Б. Егорова
|